Изменены экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты

Олег Шепелюк
Снижение случилось спустя всего месяц после повышения.
Изменены экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты
Фото: noomcpk / Shutterstock.com

Новые экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, вывозимые за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, как сообщил Национальный правовой портал, установлены с 1 июля.

Это предусмотрено постановлением Совмина от 30 июня 2023 года №429.

Пошлинные качели

Отметим, что всего месяц назад аналогичным постановлением пошлины увеличивались.

Тогда "корректировка" размера пошлин была довольно серьезной: повышение составило от 11,6% до 12,65%, что в разы выше, чем майское повышение. Тогда тарифы стали больше лишь на 0,7-2,4%.

На сей раз ставки экспортных пошлин на сырую нефть, мазут, битум нефтяной, вазелин и парафин, отработанные нефтепродукты снижены до $15,6 за 1 т (ранее – $16,2, -3,7%), на прямогонный бензин – $8,5 за 1 т (ранее – $8,9, -4,5%), на товарные бензины, дизельное топливо, легкие, средние дистилляты, бензол, толуол, ксилолы, масла смазочные – $4,6 за 1 т (ранее – $4,8, -4,1).

Далеко до прошлогоднего уровня

Отметим, что в этом году экспортные пошлины увеличиваются с незавидной для поставщиков нефтепродуктов регулярностью, повышение ставок перешло в ежемесячный режим – ранее они изменялись с 1 апреля и с 1 мая.

При этом нельзя не подчеркнуть, что действующие ставки не идут ни в какое сравнение с теми, которые существовали в конце 2022 года. Тогда (до 1 января 2023-го) ставки экспортных пошлин на сырую нефть, мазут, битум нефтяной, вазелин и парафин, отработанные нефтепродукты составляли $43,3, на прямогонный бензин – $23,8, на товарные бензины, дизельное топливо, легкие, средние дистилляты, бензол, толуол, ксилолы, масла смазочные – $12,9.

Сейчас пошлины в разы ниже, следовательно, денег в бюджет поступает также в разы меньше. А ведь экспорт нефти и нефтепродуктов – одна из главных статей белорусского экспорта. Который (по планам властей) должен вырасти в 2023 году на 5,5%.

Новые пошлины должны спасти машиностроение

Отметим, что пошлины являются действенным регуляторным механизмом. Часто власти с помощью их "защищают" местных производителей. И недавно первый зампред председателя Совета министров Николай Снопков предложил ввести новые барьеры на пути товаров из Китая – "стратегического партнера Беларуси".

Он заявил, что необходимо защитить рынок от активной экспансии китайцев, причем сделал это один из высших белорусских чиновников не в кулуарном разговоре, а с трибуны Петербургского международного экономического форума.

Зампред уточнил, что "рынок теряют как белорусские, так и российские производители". Поэтому двум странам следует "активнее работать в сфере обеспечения технологического суверенитета и защиты рынка Союзного государства".

"Динамика пугающая. За три месяца 2022 года доля брендов в сегменте грузовой техники из Китая в РФ составляла всего 9,5%, за три месяца 2023 года – увеличилась почти до 58%", – привел статистику чиновник.

Доля МАЗа рухнула почти в три раза

Напомним, что многочисленные визиты делегаций из Беларуси в регионы РФ (как и россиян в Минск) в этом году практически неизменно завершаются словами о новом витке сотрудничества, увеличении объемов поставок, а также подписанием контрактов на поставку белорусской техники в РФ.

Но цифры говорят о другом.

"МАЗ снизил свое присутствие на российском рынке в этот период [за три месяца 2023 года – Tochka.by] с 8,9% до 3,5%. КАМАЗ тоже снизил свое присутствие на своем российском рынке с 38% до почти 17%", – отметил Снопков.

Он рассказал, что аналогичная картина "по тракторам, погрузчикам, карьерным самосвалам, автобусам".

Дело не только в цене

Чиновник признал, что белорусские и российские производители не могут ничего противопоставить Китаю.

"Не могу сказать, что дело только в ценах. Хотя даже без применения преференциальных тарифов в торговле цены на электробусы, трактора, погрузчики в два, а то и в три раза ниже, чем наши", – отчитался Николай Снопков.

Он добавил, что на ситуацию повлияли западные санкции и дилеры начали искать новых поставщиков в Азии.

Поставить барьер перед китайцами

В связи с этим первый заместитель премьер-министра Беларуси предложил ввести ограничения, увеличив ввозные пошлины.

"Мы будем предлагать [ряд мер – Tochka.by] в рамках развития союзных программ на 2024–2026 годы. Речь идет не просто о повышении импортных пошлин. Я имею в виду антидемпинговые, спецзащитные меры", – сказал чиновник.

По его словам, реагировать должны не только регуляторы и отраслевики, но и национальные производители, у которых есть право "инициировать соответствующие расследования".

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки