Беларусь подняла экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты

Олег Шепелюк
С предыдущего увеличения прошел лишь месяц, речь об экспортных пошлинах на нефть и нефтепродукты, поставляемые за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.
Беларусь подняла экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты
Фото: НЕФТЕХИМИЯ Беларуси / Twitter

Беларусь подняла экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, повышение ставок предусмотрено постановлением Совета Министров № 354 от 31 мая 2023 года. И в этот раз ставки увеличены куда сильнее.

Напомним, с 1 мая пошлины на сырую нефть, мазут, битум нефтяной, вазелин и парафин, отработанные нефтепродукты выросли на $0,1 – до $14,4 за тонну.

Новые пошлины на нефть и нефтепродукты

Согласно новому документу, ставки экспортных пошлин на сырую нефть, мазут, битум нефтяной, вазелин и парафин, отработанные нефтепродукты с 1 июня 2023 года составляют $16,2 за тонну, рост составил $1,8.

Плата в бюджет при поставках прямогонного бензина составит $8,9 за тонну (увеличится на $1), а за товарные бензины, дизельное топливо, легкие, средние дистилляты, бензол, толуол, ксилолы, масла смазочные экспортеры станут перечислять $4,8 за тонну (ранее – $4,3).

То есть повышение составит от 11,6% до 12,65%, что в разы выше, чем было месяц назад – тогда тарифы стали больше лишь на 0,7-2,4%.

Меньше, чем в 2022-м

Отметим, что в этом году экспортные пошлины увеличиваются с незавидной для поставщиков нефтепродуктов регулярностью, повышение ставок перешло в ежемесячный режим, – ранее они изменялись лишь с 1 апреля и с 1 мая.

При этом нельзя не подчеркнуть, что даже после сегодняшнего повышения ставки не идут ни в какое сравнение с теми, которые действовали в конце 2022 года. Тогда (до 1 января 2023-го) ставки экспортных пошлин на сырую нефть, мазут, битум нефтяной, вазелин и парафин, отработанные нефтепродукты составляли $43,3, на прямогонный бензин – $23,8, на товарные бензины, дизельное топливо, легкие, средние дистилляты, бензол, толуол, ксилолы, масла смазочные – $12,9.

Сейчас пошлины в разы ниже, следовательно, денег в бюджет поступает также в разы меньше. А ведь экспорт нефти и нефтепродуктов – одна из главных статей белорусского экспорта. Который (по планам властей) должен вырасти в 2023 году на 5,5%.

По "Дружбе", но за другие деньги

Отметим, накануне появилась информация о том, что Беларусь собирается с 1 июля резко увеличить тариф на прокачку нефти по нефтепроводу "Дружба".

Оператор белорусского участка нефтепровода "Гомельтранснефть Дружба" 26 мая обратился в "Транснефть" с предложением повысить тарифы на транспортировку нефти с 1 июля на 84% к действующему уровню.

Комментируя эту информацию, директор белорусского предприятия Олег Борисенко заявил, что "предлагаемые тарифы на транспортировку нефти конкурентоспособны и ниже тарифов, установленных другими нефтетранспортными операторами".

При этом в письме россиянам было указано, что объем прокачки по "Дружбе" упал, и повышение позволит обеспечить безубыточную работу компании в 2023 году и сохранить для нее возможность дальнейшего развития.

Причиной обвального падения объемов стал отказ Германии и Польши от поставок из РФ. А по контракту с казахстанской компанией будет прокачано примерно в 20 раз меньше, чем прежде поставлялось из России.

В "Гомельтранснефть Дружба" заявили, что грузооборот за первые три месяца года по транзитным направлениям оказался на 38,6% ниже уровня, заявленного "Транснефтью" при плановом пересмотре тарифов, а в направлении Польши и Германии – на 55,2%.

В целом в январе-марте прокачка по системе "Дружбы" (две ветки – северная и южная) упала в 4,7 раза, в том числе в направлении Польши и Германии – в 12,1 раза к уровню прошлого года. В январе-июне отрицательная динамика сохранится (снижение в 5,3 и 16,6 раза соответственно).

По итогам года белорусская сторона прогнозирует падение уровня транзита нефти на 45,9% относительно заявленных при пересмотре ставок показателей, а в направлении Польши и Германии – на 71,2%.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки