Удастся ли поднять ВВП масштабными инвестициями в регионы – мнение экспертов

Олег Шепелюк
Власти намерены создать в Беларуси условия для инвестиционного бума, эхо которого отзовется в каждом из 129 районов страны. С помощью трех экспертов корреспондент Tochka.by проанализировал перспективы нового глобального начинания.
Удастся ли поднять ВВП масштабными инвестициями в регионы – мнение экспертов
Фото: Mizkit / Shutterstock.com

Главным источником роста экономики в текущем году станет наращивание инвестиций в основной капитал. Так сказано в комментарии указа №411 на официальном сайте президента Беларуси.

Согласно документу, названному "О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2023 год", рост ВВП в текущем году запланирован в размере 103,8% к уровню 2022 года и обеспечить его планируется не только существенным (на 5,5%) увеличением экспорта, но и бурным ростом инвестиций в основной капитал – сразу 122,3%!

Заграница нам (не) поможет

С помощью инвесторов из-за рубежа сделать это будет непросто. Хотя бы потому, что власти скептически относятся к уже вложенным зарубежными бизнесменами деньгам в белорусские инвестпроекты. Как и к перспективам скорого возвращения прекративших свою деятельность компаний.

"Предприятия, которые были основаны иностранным инвестором или приватизированы, и иностранный инвестор получил эти предприятия, а сегодня (это в основном из недружественных стран и прочих) ушли, – помашите им рукой, перекреститесь, что они оставили вам собственность", – заявил об имевшихся инвестициях из-за рубежа и их "бегстве" Александр Лукашенко, его цитировала БелТА.

Судя по этим словам, белорусские власти в плане гигантского роста инвестиций давно не рассчитывают на иностранцев. Подкреплением этого тезиса стало принятие конкретного плана по инвестиционным проектам. К которым "подверстали" еще и "техническое переоснащение".

В итоге в инвестиционные проекты и техническое переоснащение будет вложено Br31,2 млрд. Предусмотрена реализация 129 инвестпроектов, 14 интеграционных проектов, 51 производственного импортозамещающего проекта, о чем было заявлено осенью 2022 года.

Верхи хотят, а низы – нет. Или не могут?

С момента принятия решения, получившего емкий слоган "один район – один проект", прошло довольно много времени. Но на недавнем заседании Совмина премьер-министр Роман Головченко откровенно заявил, что конкретики пока мало: на местах не торопятся впрягаться в инвестиционный воз и не горят желанием стать под золотой дождь из центра.

Фото: Vitali Michkou / Shutterstock.com

"Каждый район мог самостоятельно разработать и внести проект для реализации на своей территории. Откровенно говоря, работа эта шла тяжело. Инициативы от многих районов не дождались. Было принято в этой связи решение директивно доводить до них проекты", – без обиняков заявил Головченко, его слова приводила БелТА.

Приняв это непростое и требующее серьезного анализа и проработки решение, власти конкретизировали его последствия: по профилю более четверти инвестпроектов – это производство сельхозпродукции и ее переработка (43 проекта). Еще четверть – те отрасли, которые курирует Минпром, – 45 проектов. 16% – все та же деревообработка (29), 8% – фармацевтика (14), 7% – нефтехимия (13 проектов).

Деньги есть, но не для всех. Это ли главный тормоз?

Перечни конкретных инвестпроектов утверждены постановлением правительства, десять уже находятся в завершающей стадии, 27 – будут реализовываться за счет собственных средств организаций.

"В текущем году кредитные ресурсы банков потребуются для реализации 54 проектов, общая сумма – Br556 млн. На рассмотрение в банках уже поданы 22 проекта, которые должны быть прокредитованы в текущем году. Кредитные источники определены правительством. Ставка – не более 8%. Единственное требование – окупаемость и возвратность ресурсов", – заявил председатель Совета министров.

Фото: Bannafarsai_Stock / Shutterstock.com

Как стоит относиться к глобальному начинанию властей?

По мнению председателя Ассоциации малого и среднего предпринимательства (АМСП) Сергея Балыкина, идея – замечательная, но не стоит удивляться, что пришлось "подгонять" власти на местах.

"У нас всегда инициатива сверху требует стимулирования. В исконном, древнеримском смысле [в Древнем Риме "стимул" – палка с заостренным концом, которой подгоняли скот – Tochka.by]", – пояснил глава бизнес-союза.

Причиной этого, по словам Балыкина, является то, что местная власть и в целом государство – очень плохой предприниматель: оно в принципе не способно создать ничего нового.

"Потому что функции у него другие – поддержание общественного порядка, обеспечение социальной стабильности, ведение внешнеполитической деятельности, охрана внешних границ. С ними государство как бюрократическая структура справляется. А для того, чтобы создать что-то, необходимо быть человеком инициативным, независимым, свободным, способным на риск. Таковыми являются предприниматели", – пояснил Сергей Балыкин.

Зачем нужны посредники, с которыми борются?

Известный белорусский ученый-экономист, аналитик, общественный деятель, кандидат экономических наук, доцент Леонид Злотников отметил, что раньше, десяток лет назад, подобная практика (административного накачивания экономики директивными кредитами) как-то работала. Когда из Минска обращались к местным властям, они находили варианты их "освоения" и деньги забирали. Но сейчас с этим сложнее.

"Я считаю, что надо без посредников работать – не властям на местах отдавать эти деньги, а тем людям, что будут реализовывать эти проекты. Которые рискуют и частью своего капитала, рискуют своим именем. Они обычно знают возможности создания того или иного предприятия на периферии лучше, чем даже местные власти", – уверен эксперт.

По его словам, так делается во всех странах. Зачем же в Беларуси потребовалось привлекать слой посредников?

Кроме того, по словам Злотникова, в целом ситуация в стране и военные действия рядом с ее границами не способствуют привлечению инвестиций. К тому же инвесторы не уверены в том, что бизнес-климат в Беларуси изменится в лучшую сторону.

"Представители власти, может быть, и видят варианты, куда можно было бы направить эти средства, но в текущих условиях (несвободные цены, особенно что касается экспорта, общая нестабильность, как экономическая, так и политическая) видят и множество опасностей и брать эти деньги не горят желанием", – пояснил Леонид Злотников.

Конкретика перевешивает?

Белорусский ученый-экономист, аналитик, доктор экономических наук, профессор Борис Желиба считает, что привычный административный подход, когда районам сверху спускают разнарядку, наверняка даст привычный же результат.

"И дело не в том, что эти проекты требуют каких-то инвестиций – как я понимаю, в данном случае с ними особых проблем не обещают, а в том, что нужен проработанный проект, обоснование и, главное, – люди, готовые за него взяться", – считает эксперт.

По его словам, каждый проект – это весьма хлопотное дело: необходимы специалисты – проектировщики, строители, инженеры и профессионалы других компетенций. Даже организация проекта требует немалых административных затрат, посему на местах "не шевелятся" и не выстраиваются в очередь за деньгами, обещанными правительством.

Сергей Балыкин уверен, что когда предприниматель увидит, что ему выгодно работать и вместе с новым предприятием, он получит возможность получить прибыль, создав нечто общественно полезное, то он приложит все усилия, чтобы реализовать свой инвестиционный проект.

Фото: Freedomz / Shutterstock.com

Под общественно полезным председатель правления бизнес-союза понимает создание новых рабочих мест, налоги в местные бюджеты, что неизменно скажется на социальной инфраструктуре.

"Но, к сожалению, у нас бизнесу чаще приходится заботиться о том, чтобы просто сохранить свою собственность, свои деньги и даже личную свободу", – отметил Балыкин.

К инвестиционному счастью – из-под палки

Объясняя перспективы привлечения частных инвесторов, предпринимательских организаций, хозяйственных обществ, предприятий, которые не идут стройными рядами вкладывать свои деньги, Сергей Балыкин заявил, что загнать их в инвестиционные проекты невозможно.

"Заставить человека сделать что-то, чего он не хочет, очень сложно. Плеткой можно заставить человека таскать камни, а изобрести колесо – нет", – пояснил он.

Он добавил, что можно у предпринимателя что-то отнять, можно его разорить, отправить за решетку, но заставить сделать что-то новое, проявить инициативу – это невозможное предприятие. Для этого нужно создавать условия, чтобы люди сами шли со своими проектами к тем же местным властям. И тогда не понадобится принимать государственные программы и напрягать каждый из 129 райисполкомов.

"Для этого надо создавать благоприятный инвестиционный климат, простые понятные условия игры, предоставлять гарантии собственности, устанавливать разумные налоги", – дал рецепт Сергей Балыкин.

Таскатель камней колесо не изобретет?

Каковы же перспективы нового грандиозного и, заметим, плодотворного начинания белорусских властей? Сколько проектов в итоге реализуется и – мало того – начнет приносить прибыль?

По словам главы АМСП, если государство и создаст 129 новых предприятий, то эффективными оно их вряд ли сделает. И примеров тому множество. Кроме того, оценил он и возможную перспективу "государственно-частного партнерства", весьма популярную лет пять назад.

Говоря о перспективах нового масштабного начинания белорусских властей, он посоветовал проанализировать предыдущие подобные глобальные проекты.

"Без толики сомнения можно дать 100-процентную гарантию, что выйдет по Черномырдину: "хотели как лучшие, а получилось как всегда". Потому что частник не поверит, а чиновник не сможет. Потому что по природе своей он безынициативен и осторожен. И будет стараться пересидеть очередную кампанию", – резюмировал Сергей Балыкин.

Леонид Злотников согласен с тем, что какие-то проекты, конечно же, будут реализованы.

"Думается, есть перспективы у переработчиков сельскохозяйственного сырья, экспортоориентированных производств. Но важно понимать, что в данном случае обратились не напрямую к предпринимателям, а через посредников в виде органов власти. А эти деньги должны предлагать банки, фонды, и делать это в том числе через бизнес-союзы", – заявил он.

Чтобы получить четкий ответ на то, почему инициатива не нашла отклика снизу, по словам Злотникова, необходимо провести опрос предпринимателей, финансовых структур.

"Следует ученых допустить до этого, чтобы они исследовали ситуацию, сделали выводы, изучив проблему всесторонне и объективно", – отметил спикер.

Борис Желиба также не верит во взлет инвестиционной активности.

"Хотелось бы на это надеяться, в том числе властям, затевающим эту кампанию, и людям на местах. Все покажет время, все будет зависеть от того, как власти на местах будут работать с конкретными проектами. Потому как бывает, что проекты становятся прожектами и благие начинания становятся пропагандистской кампанией. Поживем – увидим", – резюмировал Борис Желиба.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки