На максимальных оборотах: история инвалида-колясочника, который живет активно

 Илья Красовский
Вспомните, когда в последний раз видели в городе инвалида-колясочника, который быстрее велосипедистов мчался по тротуару, пил кофе на террасе или занимался на турниках. Такие люди есть. Они каждый день доказывают, что в коляске жизнь не становится на паузу. Меняются сами – и меняют мир вокруг.
На максимальных оборотах: история инвалида-колясочника, который живет активно
Фото: Максим Магер / Tochka.by

Безбарьерная среда в Беларуси развивается. Например, введены квоты на трудоустройство – инвалидам в нашей стране в последние годы стало жить чуть легче. Но все равно полноценно влиться в общество для них – большой шаг. Tochka.by расскажет историю колясочника, который категорически не готов провести всю жизнь в четырех стенах.

Выходи из комнаты

Денису Некрашевичу 19 лет. У него спинномозговая грыжа, ниже пояса ничего не чувствует.

Живет большая семья Дениса (у него три брата и шесть сестер) в Пинске в частном доме. Купили его Некрашевичи пару лет назад, а до этого ютились в квартире на третьем этаже.

"Сидел дома, смотрел фильмы. Редко на улицу выходил, разве что на качели и горку во дворе. А сейчас занимаюсь на турниках и могу проехать полгорода на одном дыхании", – рассказывает Денис.

– Сколько раз подтягиваешься? – спрашиваю.

– 35. Когда в форме. Руки надо качать, а то не везде проедешь.

В 15 лет Денис прошел курсы в Специализированном образовательно-реабилитационном центре в Минске. Там парень освоил коляску активного типа.

Фото: Максим Магер / Tochka.by

Коляска легкая, маневренная. Один только минус у нее – в багажник такси не влезает, нужно откручивать колеса. Работы на пару минут, но таксистам обычно лень, кривятся.

На курсах Дениса научили правильно подниматься на лестницу и спускаться с нее, переезжать рельсы.

"Делаю все с разгона, такой у меня стиль. Разгонюсь, откину спину и ставлю коляску на дыбы", – уточняет парень.

Научился Денис и правильно падать. Главное – вовремя сгруппироваться, чтобы не удариться затылком.

На коляске активного типа парень разгоняется быстрее велосипедов, на которые, кстати, жалуется. А еще на электросамокаты. В Пинске тротуары узкие, не разъехаться. Приходится то и дело уступать дорогу.

Несмотря на дерзкий стиль езды, за четыре года в коляске активного типа Денис ни разу не падал.

Школьная пора

До 9 класса Денис учился дома. Учителя приходили "набегами", часто "сачковали".

"А если им можно, то и мне подавно. "Домашку" не делал", – вспоминает парень.

Родители добились установки в одной из школ пандуса, и Денис как и все остальные сел за парту. Из предметов ему нравилась только информатика.

"В день с информатикой у меня всегда было хорошее настроение", – вспоминает он.

Кстати, школу Денис окончил со средним баллом чуть выше семи.

Братья и сестры – его главные друзья. И есть еще один хороший друг – игрок "Волны", местной футбольной команды.

Денис активный футбольный фанат. "Болеет" за своих, пинские команды "Волна" и "Стэнлес". Не пропускает ни одной домашней игры и по мере возможностей даже выбирается на выездные матчи.

Никаких барьеров

Минтруда говорит, что элементами доступной среды обустроены 70% объектов социальной инфраструктуры в стране. У Дениса это вызывает улыбку.

"Четыре года назад в Пинске было совсем плохо с безбарьерной средой. На каждый бордюр запрыгивал с разбега", – вспоминает он.

Фото: Максим Магер / Tochka.by

Сейчас получше, но в Пинске парня по-прежнему бесят выбоины на тротуарах. И еще крутые пандусы (такие попадаются даже в центре Минска). Однажды Денис чуть не разбился на съезде к путям на железнодорожном вокзале. Летел вниз так, что тормозил руками за обод и стер ладони до крови.

Для себя он уже определил удобные маршруты в родном городе. В Минске же пока наметил один – от вокзала до "Минск-Арены". Добирается туда на городских автобусах. На остановке заранее вытягивает руку, чтобы водители понимали – нужно подъехать ближе к бордюру.

Задание на завтра

Беседуем с Денисом в лагере активной реабилитации. Это 12-дневный интенсивный курс занятий для тех, кто недавно сел в коляску: упал с мотоцикла, выпал из окна, неудачно нырнул.

"Мне проще, я с рождения в коляске. А для ребят это перелом в жизни", – Денис никогда не унывает и не стесняется своей инвалидности, учит этому и других.

Недавно парень устроился на Минскую мебельную фабрику менеджером по продажам. Работает удаленно.

"Я живу по ночам. Просыпаюсь в восемь вечера. Включаю музыку и работаю до утра", – рассказывает Денис.

Платят ему Br300 в месяц. Копейки, но и работа легкая – за месяц нужно найти информацию всего лишь о десяти компаниях, кому можно продать мебель. Денисом фабрика просто-напросто закрывает квоту по трудоустройству инвалидов.

Времени свободного много, поэтому Денис самостоятельно учит язык программирования Java. Но это так, для души, идти в "айти" он не планирует.

"Хочу переехать в Минск, поработать в сети кофеен "Инклюзивный бариста".

А дальше в планах – идти в спорт, в большой теннис. Денис метит попасть в паралимпийскую сборную.

Сила закона

В июне в Беларуси вступил в силу Закон "О правах инвалидов и их социальной интеграции".

Предприятия с сотней работников, которые не смогут трудоустроить необходимое количество людей с инвалидностью, будут платить компенсацию. Ее направят на создание специальных рабочих мест.

Также начнут компенсировать инвалидам расходы на средства социальной реабилитации. На всех без исключения парковках должны появиться места для инвалидов. А еще ожидается запуск сайта с описанием доступности объектов социальной инфраструктуры. Чтобы человек еще до выхода из дома знал, есть ли там пандус, речевой информатор, продублирована ли информация шрифтом Брайля.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки