Утечка мозгов: как IT-сектор уходит из Беларуси

Илья Красовский
За два года из нашей страны уехали больше 20 тысяч айтишников.
Утечка мозгов: как IT-сектор уходит из Беларуси
Фото: mostafa meraji / unsplash

В феврале началась вторая волна исхода айтишников из страны. Компании перевозят своих сотрудников куда глаза глядят – в соседние страны, Грузию, Турцию, Узбекистан и даже в такие далекие края, как Мексика. Как проходит релокация, узнали от самих программистов.

Журналист Tochka.by поговорил с сотрудником компании EPAM, которому пришлось оставить универ, любимую девушку, семью и переехать в Тбилиси.

Пора валить

Журналисты сайта Dev.by подсчитали, что за два года из нашей страны уехали больше 20 тысяч айтишников.

Массово перевозят своих сотрудников почти все крупные белорусские IT-компании. К тому же некоторые из них полностью остановили найм новых сотрудников в Беларуси. Например, крупнейший резидент ПВТ – компания EPAM.

Бросил девушку и военкома

Влад (имя героя изменено) работает в EPAM почти два года. Поднял скил до "мидла". Переехал в Тбилиси накануне конфликта в Украине. Бежал от призыва в армию.

Влад удаленно отчислился из университета. Девушку с собой не брал, расстались. Родителям сказал о переезде в последний момент. Для них был шок, но уже смирились.

"Подъемных мне дали около $600", – рассказывает парень.

Этого хватило оплатить аренду квартиры за два месяца. Влад снял уютную однушку в северной части Тбилиси – студия в новом доме, свежий ремонт.

Фото: Николай Михновец / Tochka.by
Первые траты были ощутимые даже для небедного айтишника. Влад докупал мебель и привыкал к местным ценам.

Продукты в Грузии значительно дороже, чем у нас. Литр молока – Br6, килограмм куриного филе – Br17, десяток яиц – Br7.

Зарплата осталась прежней, а вот соцпакет даже улучшился. В Грузии медицинское обслуживание частное. Страховка покрывает до половины стоимости услуг врачей.

Вслед за парнем после конфликта в Украине переехал и весь его офис по проекту. Это больше сотни человек, от мала до велика, даже "джунам" предлагали релокейт.

Им давали дополнительный бонус, чтобы сотрудники охотнее переехали. Размер бонуса с каждым обсуждался индивидуально по выслуге лет, вплоть до одной зарплаты.

Правда, и квартиры они снимали подороже. И выбирали из того, что осталось. В частности, в Грузии от притока мигрантов цены на жилье взлетели в два раза. Однушка, как у Влада, обойдется в Тбилиси уже в $600 за месяц. Поэтому коллеги перебирались в Батуми и Кутаиси, где аренда чуть дешевле.

Самое экзотическое направление релокейта – Мексика. В этом есть жирный плюс – один часовой пояс с большинством заказчиков.

Фото: mostafa_meraji / Pixabay
Работа удаленная. График гибкий. Есть задания и обязательный созвон раз в день.

Влад просыпается в семь утра, делает зарядку, плотный завтрак и работает со свежей головой. В одиннадцать идет спать. Соблюдет режим дня – за здоровый образ жизни.

Все свои

В Грузию переехали и универские друзья Влада. Вместе веселее, по выходным катаются по стране. Никто не останется одинок, в чатах в телеграме можно найти земляка, встретиться за "чашкой пива" и поговорить за жизнь.

"Хочу перебраться в Турцию. Жилье там такое же дорогое, зато продукты очень дешевые. К тому же страна – крупный транспортный хаб, можно и дальше по миру кататься", – продолжает Влад.

Он вырвался из родного гнезда и теперь живет тягой к путешествиям. А когда достигнет "нужного" возраста, и армия перестанет грозить, то вернется домой строить жилье и создавать семью.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки