Основной инстинкт: почему в Беларуси так любят менять Конституцию

Дмитрий Растаев
Вспоминаем, какой путь прошел Основной закон: когда, как и почему правили конституционные нормы.  
Основной инстинкт: почему в Беларуси так любят менять Конституцию
Фото: MAXIM SHIPENKOV / EPA / TASS

15 марта исполняется 29 лет со дня подписания в 1994 году Конституции РБ – первой в истории независимой Беларуси, но не первой в белорусской истории. Пользуясь случаем, Tochka.by решила вспомнить главные вехи конституционного строительства нашей страны.

От ВКЛ к БССР

Историки любят напоминать, что белорусское конституционное право уходит корнями в Статуты Великого княжества Литовского. Говорят, упоминание о Статутах содержалось даже в преамбуле проекта нынешней Конституции, но почему-то исчезло из ее утвержденного варианта.

В 20-м веке белорусский народ успел повидать аж шесть конституций. Первая – временная – была принята Радой БНР еще 11 октября 1918 года. Основы государственного строя депутаты должны были утвердить на Учредительном собрании, но оно так и не состоялось.

Фото: Фотохроника ТАСС
Четыре следующих конституции были приняты уже при советской власти, и почти каждая из них несла какие-то новшества. Первая "красная" была принята 3 февраля 1919 года на 1-м Всебелорусском съезде Советов – она юридически закрепила создание БССР и советскую форму власти. В Конституции 1927 года за БССР закреплялось право свободного выхода из состава Советского Союза. Конституция 1937 года, наоборот, ограничила суверенитет республики, многие важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции союзного центра.

1994-й: президентская глава

27 июля 1990 года Верховный совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете. Но вопрос, по каким законам республика будет жить дальше, встал еще раньше. "Красная" конституция 1978 года уже не отвечала реалиям времени, так что за месяц до принятия декларации в Верховном Совете была создана специальная комиссия – чтобы написать новый Основной закон.

В состав ее вошел 61 депутат и 13 экспертов-юристов. При этом сформировались две рабочие группы – "коммунистическая", которую возглавил зампредседателя ВС Василий Шолодонов, и "демократическая", под руководством депутата Виктора Гончара. Параллельно они готовили два варианта проекта.

Для общественного обсуждения проекты публиковались в 1991, 1992 и 1993 годах. Все они отличались как от Конституции БССР, так и друг от друга. Например, проект, подготовленный в 1992 году, не предусматривал поста президента. Но тогдашняя правящая номенклатура искала механизм удержания власти и предложила ввести такую должность. Идею поддержали и некоторые оппозиционеры, которых называли "молодыми волками" – среди них Дмитрий Булахов, Виктор Гончар, Виктор Шейман и Александр Лукашенко.

Против была партия БНФ. Один из ее депутатов, Сергей Наумчик, назвал главу о президентстве "бомбой под государство". Проект главы не получил поддержки при обсуждении на сессии, и в январе 1994 года фракция "Беларусь", куда входили сторонники премьера Вячеслава Кебича, предложила провести голосование по именным бюллетеням. Так удалось собрать требуемые 2/3 голосов, и в стране появилась президентская должность. 15 марта 1994 года Мечислав Гриб, тогдашний председатель ВС, подписал утвержденный текст Конституции.

Фото: ТАСС
Любопытная деталь: в первых вариантах Конституции возрастной барьер для баллотирования в президенты предлагалось утвердить на уровне 45 лет. Если бы это случилось, Лукашенко не имел бы права избираться в 1994 году на пост президента, так как ему тогда было 39. Однако группа "молодых волков" при поддержке фракции БНФ добилась снижения барьера до 35 лет.

1995-й: минус "Погоня", плюс русский язык

Новая Конституция страны недолго оставалась нетронутой. Уже в марте 1995 года Александр Лукашенко, давший президентскую присягу под бело-красно-белым флагом и гербом "Погоня", предложил провести референдум по изменению национальных символов и приданию государственного статуса русскому языку (по новой Конституции таковым считался только белорусский).

В Верховном Совете к его инициативе отнеслись без энтузиазма. Депутаты от партии БНФ выступили против назначения референдума. При первом голосовании три из четырех предложенных главой государства вопросов не получили поддержки большинства. Лукашенко настаивал на повторном голосовании, несколько депутатов в ответ объявили забастовку прямо в зале заседаний. В ночь на 12 апреля в здание Совета вошли неизвестные в масках. Протестующих депутатов силой выдворили из Овального зала, а на следующий день и вовсе не пустили на работу. 13 апреля Верховный Совет принял постановление о проведении референдума на повторном голосовании, хотя оно изначально не было предусмотрено в соответствии с процедурой.

Коллаж : Tochka.by
Первый в истории Беларуси референдум был проведен 14 мая. Тогдашние законы не разрешали вносить изменения в Конституцию в последние полгода работы Верховного Совета (а он как раз дорабатывал последние месяцы). Кроме того, на референдум не разрешалось выносить вопросы, связанные с национальными символами. Тем не менее ЦИК признал референдум состоявшимся и утвердил его итоги.

Вечером 14 мая, после объявления предварительных результатов, управделами президента Иван Титенков залез на крышу Дома правительства и спустил бело-красно-белый флаг (говорят, что его потом даже порезали "на сувениры".) А страна продолжила жить с другим флагом и гербом и с двумя государственными языками. Президент же получил право досрочно распускать парламент.

1996-й: плюс полномочия, минус Верховный Совет

Летом 1996 года Лукашенко предложил новый пакет поправок, серьезно расширяющих права президента и превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Верховный Совет 13-го созыва не хотел принимать эти поправки, тогда Лукашенко через провластную фракцию решил настоять на назначении очередного референдума. Между ВС и президентом разгорелась настоящая война. На повестке дня встал вопрос об импичменте. Мирить враждующих приезжали даже из Москвы, в том числе председатель Госдумы РФ Геннадий Селезнев и премьер-министр Виктор Черномырдин.

Фото: Александр Толочко / ТАСС
Референдум был проведен 24 ноября. Из семи вопросов, вынесенных на голосование, четыре были инициированы президентом, три – парламентом. По официальным данным, два предложения президента (о внесении поправок в Конституцию и о переносе Дня Независимости) были поддержаны, а все предложения парламента отклонены. Итоги референдума были признаны усеченным составом ЦИК под председательством Лидии Ермошиной – это был ее дебют на новой должности. Сам парламент через два дня будет распущен. Ряд государств и международных организаций, включая ОБСЕ, Совет Европы и Европейский союз, итоги референдума не признали.

Фото: Виктор Толочко / ТАСС
Занятный нюанс: именно в ту горячую осень на отечественной политической сцене дебютировало и Всебелорусское народное собрание – 19 октября около 6 тысяч человек были собраны во Дворце спорта, чтобы поддержать идею проведения референдума. Спустя четверть века ВНС само стало фигурантом очередной конституционной реформы.

2004-й: "Я ваш навеки!"

Фото: Виктор Толочко / ТАСС
Еще один референдум по поправкам в Конституцию прошел 17 октября 2004 года. На его рассмотрение выносился всего один вопрос: "Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?»"

Некоторые эксперты считают, что такая формулировка противоречила ряду положений Конституции и Избирательного кодекса: на референдум не могли выноситься вопросы, связанные с избранием президента. Тем не менее, референдум был проведен, что дало Лукашенко основания и дальше участвовать в президентских выборах.

2022-й: минус иностранцы, плюс ВНС

О необходимости очередных поправок Лукашенко упомянул в послании белорусскому народу накануне президентских выборов 2020 года.

"Если обществу нужны перемены, то они будут. Все реформы должны начинаться с Конституции", – заявил он.

В конце 2021 года проект поправок появился на Национальном правовом интернет-портале.

"Конституция – я ее сам писал. Юристы писали пером, а я диктовал, потому что я видел, я – президент, какие мне нужны полномочия, чтобы удержать страну", – так Лукашенко анонсировал новый Основной закон.

Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Референдум прошел 27 февраля 2022 года. По официальным данным, за принятие поправок высказались 4 440 830 граждан, или 82,86% голосовавших. Среди изменений, появившихся в законе, многие касались должности президента. Возрастной ценз для кандидата на этот пост был поднят с 35 до 40 лет, а ценз непрерывного проживания в Беларуси – с 10 до 20 лет. Более того, кандидат даже в прошлом не должен иметь иностранного гражданства, карты поляка и прочих "сомнительных" документов. По окончании каденции президент не может быть привлечен к ответственности за действия, "совершенные в связи с осуществлением им президентских полномочий".

Получило свой бублик и Всебелорусское народное собрание: из обычного съезда оно превратилось в полноценный орган власти, наделенный немалыми полномочиями. По новому закону, ВНС обладает правом законодательной инициативы, может принимать серьезные кадровые решения и даже отстранять от должности президента. При этом Лукашенко не исключает, что со временем может сам возглавить ВНС.

Нетрудно заметить, что почти все конституционные реформы последних десятилетий так или иначе были ответом на разнообразные внутриполитические противостояния: от выстраивания президентской вертикали до поиска новых опор для действующей власти. Но учитывая, как меняется мир вокруг и как растет спрос на системные, а не опциональные перемены, можно предположить, что у нашей Конституции впереди еще много новых горизонтов.

>>>Больше новостей – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки