Там на неведомых дорожках: белорус организовал экотуры по стране

Николай Михновец
Поговорили с владельцем компании по проведению экотуров в самые живописные места Беларуси. Он рассказал, почему эта сфера делает нашу страну уникальной.
Там на неведомых дорожках: белорус организовал экотуры по стране
Фото: lsto.lesnoi.by
Увидеть, как глухарь токует в присутствии человека нельзя ни в одной стране мира, кроме Беларуси. Так считает директор компании "Экосистема туризма" Алексей Римша.

У нашего героя есть профильное образование, хотя, когда он поступал в технологический университет на специальность "Туризм и природопользование", до конца не понимал, чем будет заниматься потом.

Но судьба привела на те самые неведомые дорожки и следы зверей, которых, в отличие от классики, периодически можно даже увидеть.

Журналист Tochka.by решил узнать об особенностях такого бизнеса и, конечно, самых красивых местах Беларуси.

90% однокурсников не работают по специальности

Собеседник признается: как и многие после школы не совсем осознанно делал свой выбор. Это был лишь второй набор на данную специальность в вуз, и акценты в подготовке менялись даже во время его учебы. По оценкам нашего героя, вряд ли больше 10% его однокурсников работают в сфере туризма, тем более экологического.

Алексей по распределению попал в Березинский биосферный заповедник, где проработал 2,5 года: организовывал прием туристов, разрабатывал маршруты и выступал в качестве гида.

Он особо подчеркивает, что благодарен за обретенный опыт руководству, которое не обижало зарплатой молодого специалиста и более того, предоставило служебное жилье, избавив от необходимости решать многие бытовые вопросы.

Однако юношеский максимализм, все еще присущий людям в 20 с небольшим, вызывал желание искать неизведанные тропы по всей Беларуси. К тому же в рамках госучреждения процесс зачастую тормозила волокита и, как следствие, путь от задумки до реализации идеи становился слишком долгим.

"Территория Березинского заповедника разнообразна, и там уникальности хватает. Но хотелось делать экскурсии по всей стране с каким-то своим видением и упрощенной организацией процесса", – признался собеседник.

И отметил, что методом проб и ошибок пришел к тому, как это виделось изначально.

Выраженная сезонность и природная составляющая

Уникальности туристическому продукту нашего героя, по его мнению, добавляет именно привязка к природе. Некоторые коллеги-конкуренты делают похожие вещи, но с акцентом на традиции, культуру и общение с людьми.

В случае экотуров, о которых идет речь, внимание фокусируется на многообразии флоры и фауны. И, например, сплавы на байдарках (активный отдых) совмещают с изучением окружающего мира.

"Это не какое-то абстрактное наблюдение за природой. Каждый тур имеет сценарий и предполагает посещение конкретных природных объектов, поиск растений, наблюдение за определенными видами животных, подробный рассказ об особенностях их жизни в дикой природе", – обратил внимание Алексей.

Также многие маршруты привязаны к сезону, поскольку некоторые явления характерны только для определенной поры года. В частности, только в апреле можно отправиться в сплав по разливам рек или увидеть, как токует глухарь.

Поэтому весна – это, как правило, птицы и большая вода. Тот же паводок на Припяти становится миграционным коридором для большого количества пернатых.

Летом сплавы на байдарках уже не связаны с половодьем, но предполагают совмещение с пешими маршрутами и ночлегом в палатках.

Также в теплый сезон предлагаются поездки на специально купленных фэтбайках – велосипедах с более толстыми и проходимыми колесами.

А зима, особенно снежная, – хороший повод для походов по следам диких животных. И тут в качестве инвентаря могут выступать специальные охотничьи лыжи, которые приобретались под экотур.

Сколько стоят экотуры по Беларуси?

В стоимость экопутешествий входит все необходимое: трансфер, снаряжение, активности, входные билеты, сопровождение гидами и питание.

Однодневный тур обойдется от 130 до 170 рублей, двухдневный – от 320 до 380 рублей в зависимости от наполнения и набора услуг.

Вопросы питания и ночлега продуманы давно. Если поездка подразумевает заезд в город (например, в Туров), то обед устраивают в здешнем кафе.

В полевых условиях, особенно близко к Минску, задействованы местные жители, которые держат агроусадьбу или занимаются промыслами. За годы работы в каждом местечке появились "свои люди" – повара, которые готовят для туристов. С юридической точки зрения они подрядчики, но Алексей называет их своими сотрудниками, если не партнерами.

Для ночевки в холодный период года задействуют мини-отели или усадьбы, а летом обустраивают кемпинги. Специально для этого официально арендуют стоянки на берегах рек или озер и предоставляют палатки и другое необходимое снаряжение.

Стабильный доход пришел только через пять лет

Алексей организовывает туры уже больше шести лет, но добиться устойчивой и относительно весомой прибыли смог только в прошлом году.

Все начиналось с разовых, зачастую индивидуальных выездов. И на старте это была сезонная занятость. У собеседника до последнего была постоянная работа в сфере маркетинга, даже когда появились нанятые сотрудники.

"Стартовым капиталом стали деньги, подаренные на свадьбу. Вложились в сайт и аренду офиса. Потом в первое время одолжали деньги у родственников, например, на покупку байдарок", – вспоминает Алексей.

Сейчас все доросло до 15 сборных туров в месяц, штата гидов и менеджеров по туризму.

Впрочем, говорить о сверхдоходах не приходится. Такой бизнес требует постоянного участия, поскольку в высокий сезон это непрерывный процесс. А чтобы расти дальше, нужно прикладывать все больше усилий.

По оценкам собеседника, люди, как правило, узнают об агентстве через соцсети. Алексей старается наращивать сегмент сборных групп, которые объединяют незнакомых друг с другом людей (заявку можно оставить на сайте). Но есть и компании, устраивающие походные корпоративы для работников.

Также уже образовалось определенное число постоянных клиентов: около 30%. Этому способствует добавление новых маршрутов – люди хотят их для себя открыть.

Что касается непредвиденных факторов, появившихся в последние годы, то они приводили к примерно одинаковой реакции. Полный штиль в первые две-три недели, а потом быстрое восстановление спроса.

Алексей не помнит сильной просадки на фоне пандемии коронавируса. Но тогда туров было не так много, и, возможно, временное уменьшение интереса было не особо заметно. К тому же, для кого-то это была хорошая возможность выбраться из квартир.

Многие белорусы обратили внимание на внутренний туризм и экотуры после"закрытого неба" и сложностей с получением виз. С другой стороны, два года назад половина туристов была из IT-сферы, а в последнее время значительная часть платежеспособных (и постоянных) клиентов уехала за границу.

Такие экотуры возможны только в Беларуси

По оценкам нашего героя, один и тот же тур не бывает похожим на предыдущий и способен преподнести сюрпризы. Большинство связано с неожиданным появлением диких животных.

Например, фотограф компании в прошлом году целенаправленно отправилась в один из туров запечатлеть диких лошадей. В погоне за нужными кадрами она периодически отставала от группы и в какой-то момент стала свидетельницей того, как по полю передвигается медведь. Благо – на безопасном расстоянии.

Алексей полагает, что многие компоненты белорусской природы можно найти и в других странах в сопоставимых широтах: в Польше, Прибалтике, России или Канаде. Но в комплексе и степени уединенности дикого мира Беларусь действительно уникальна.

С другой стороны, место может быть особенным с природной точки зрения, но не оправдать ожидания туриста, хотя уже сам факт нахождения где-то является уникальным.

По-настоящему необычным Алексей считает токование глухаря при людях. А с точки зрения ландшафтов и визуального вау-эффекта он советует посетить комплекс "Голубые озера".

Фото предоставлено собеседником Tochka.by

Собеседник убежден, что в Беларуси можно делать лучшие экотуры в мире. Этому способствует природный потенциал, небольшая плотность населения и люди, способные делать крутой сервис.

По мнению Алексея, к определенному моменту, например, в усадебном туризме, удалось достичь и в чем-то даже превысить европейский уровень услуг.

А если и есть какие-то правильные вещи, которыми можно и нужно продвигать Беларусь, – это ее природа… и люди, живущие в единении с ней. И способные на многое.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки