Рынок авторемонта не замирал: владелец СТО – о работе в 2022 году

Николай Михновец
Журналист Tochka.by поговорил с человеком, который давно ремонтирует авто в Беларуси, о ситуации с запчастями и бизнесом в целом. Спойлер: сейчас все не так страшно, как казалось. Поэтому тем, кто откладывал ремонт до лучших времен, тянуть больше не следует.
Рынок авторемонта не замирал: владелец СТО – о работе в 2022 году
Фото: Tochka.by

Михаил (имя изменено) работает в данной сфере уже 25 лет. И, по его словам, это не самый сложный год, если оставлять за скобками конфликт в Украине. Ситуация с доставкой и ценами на запчасти нормализовалась относительно быстро: как только у глобальных поставщиков возникли серьезные проблемы, сразу появились маленькие "ручейки", нашедшие дорогу к потребителю.

В отличие от большинства сфер, его бизнес не останавливался. Оказываясь перед дилеммой ходить пешком или платить за подорожавшие в моменте детали, люди выбирали второе. Спрос на услуги остается высоким и сейчас. Как шутит Михаил: "хоть спать не ложись".

Цены откатились, ассортимент сузился

Михаил рассказывает, что, когда все началось в Украине, запчасти начали исчезать катастрофически, пропало до 70% ассортимента. Нельзя было заказать, потому что сам поставщик не мог назвать цену и время доставки. Когда же все прояснилось, заказные позиции подорожали в два раза.

В последние две-три недели заказ запчастей стабилизировался, и основной спектр стандартных расходников по ценам практически вернулся на прежний уровень. Но теперь нет такого огромного выбора, как раньше.

Фото: Fototocam/shutterstock.com
"Если до этого нужен был фильтр, открываешь тематические сайты, и тебе предлагается в наличии до 15 вариантов от разных производителей. Сейчас – по одной-две позиции", – уточнил Михаил, добавив, что с моторной группой в плане ассортимента (цепи, кольца, вкладыши) еще сложнее: в наличии могут быть единичные экземпляры.

При этом, по оценкам собеседника, нельзя сказать, что ассортимент запасных деталей сместился в сторону китайских производителей. Большинство тех, кого обслуживает СТО Михаила, не хотят ставить "китай" в принципе, потому что он не работает или быстро ломается. Это не то качество, которое должно быть в автомобиле, даже в бюджетном.

"Взять те же фильтры. Современные дизельные топливные системы требует высокого уровня очистки топлива. А "китай" рассыпается. Ты сэкономил, купил фильтр не за $40, а за $8, и со временем можешь попасть на замену топливной системы. Это уже тысячи долларов", – поясняет на ярком примере специалист и настоятельно рекомендует там, где это крайне необходимо, ставить дорогие проверенные временем запчасти.

Востребованность сумасшедшая

Михаил не считает 2022 год самым тяжелым. Гораздо больше проблем приносили девальвации. Низкий курс доллара сейчас, по сути, никак не влияет, единственное, позволяет удерживать уровень зарплат работников.

Опираясь на опыт, владелец автосервиса сработал на формирование запаса: это позволило пережить период "голода" по ключевым запчастям без особых проблем. Думали, что это будет длиться гораздо дольше, поэтому какие-то позиции остались до сих пор.

Фото: Dejan82/shutterstock.com
По признанию собеседника, поток клиентов не менялся на протяжении всего года, а сейчас востребованность сумасшедшая – очередь растягивается на недели. Свою роль играет накопленная за годы репутация и сарафанное радио.

Приехав на интервью, журналист Tochka.by увидел на парковке ожидающий своей очереди "Бентли". По словам Михаила, в этом нет ничего особенного: машина возрастная и не стоит тех денег, о которых все привыкли думать. Да, в салоне дорогой пластик и кожаная обшивка, но внутри – это база Volkswagen Phaeton.

В связи с этим возник вопрос, как много дорогих автомобилей обслуживается у собеседника. Он отметил, что понятие "дорогих" относительное. Машин за $300 000 в его автосервисе, конечно, не было, и это логично: таких в принципе в Минске немного, а их владельцы не думают об обслуживании, этим занимаются водители.

Есть несколько клиентов, пригоняющие авто в районе $80-100 тысяч. И для Михаила также вполне объяснимо, почему они не выбирают официальный сервис: адекватный ценник и то самое "сарафанное радио", формирующее доверие. Ремонт на именном сервисе обойдется в четыре раза дороже.

"У нас качество не хуже, и запчасти также оригинальные. На официальном сервисе они будут стоить, как минимум, вдвое дороже. А доставка может растянуться на два-три месяца. Мы получим такие же из Польши или Литвы через две-три недели", – заметил собеседник.

Закупоренный рынок многолитражек ведет к поломкам

Михаил обратил внимание, что в последнее время чаще начали ломаться объемные двигатели. По его мнению, это происходит из-за слабой ротации автопарка. Раньше белорусы пригоняли машины из Европы, которые затем уходили в Россию. После изменений в таможенной сфере процесс затормозился.

Фото: hedgehog94/shutterstock.com
"Привезти, например, Audi A8 (D4) или BMW F01 стало дороже. Растаможка стоит каких-то заоблачных денег. Но люди хотят ездить на таких машинах. И в какой-то момент, то, что перегоняли в Россию, стало возвращаться в Беларусь, потому что там это уже неактуально, непрестижно, несерьезно. А ресурс имеет свой предел. Новые не привозятся, старые вернулись. Произошло то, что следовало ожидать: таких двигателей в ремонте заметно больше, чем пять лет назад", – пояснил специалист.

По его мнению, было бы логично, если бы наши люди начали пересаживаться на малолитражки, но многие почему-то продолжают гоняться за объемом.

"Смотришь в Европе – весь средний класс ездит на малолитражках. А у нас обычный строитель, и ему нужен BMW с двигателем 6.0 или Х5 с мотором 4.4", – недоумевает Михаил.

Дешеветь точно не будет

Эксперт советует не откладывать ремонт, если автомобиль сломался. У европейских производителей, на которых так или иначе многое завязано, из-за дорожающих энергоносителей растут затраты на производство и, соответственно, цена на готовые изделия.

Фото: Fusionstudio/shutterstock.com
Кроме того, заметно подорожали инструменты. Михаил именно сейчас столкнулся с необходимостью заменить подъемник, рассчитанный на 8-10 лет работы. Если раньше он стоил $1200 в эквиваленте, то сейчас обойдется вдвое дороже. А это рано или поздно ляжет в конечную стоимость ремонта.

Как ухаживать за автомобилем, чтобы не ломался

Однозначно оценить, есть ли машины, которые ломаются чаще или реже, сложно. По оценкам Михаила, у каждой марки своя проблемная линейка деталей и слабые места.

Фото: Anastassiya Bezhekeneva/shutterstock.com
"У "фольксвагенов" с двигателями 1.8 и 2.0 TSI/TFSI есть болячки по цепям и масложору, огромное количество приезжает на реанимацию. У BMW бензиновый мотор 4.4, казалось бы, мощный и с большим запасом ресурса, но 70-80 тысяч километров и его нет. "Mercedes с 4.7 Twin Turbo с трудом доживают до 100 тысяч", – приводит примеры эксперт и не может найти ответа, почему так происходит. Есть только догадки, что в борьбе за экологию производитель не думает о ресурсной составляющей или просто не ставит цель производить "долгоиграющие" бензиновые моторы.

В плане ухаживания за автомобилем, у Михаила есть только один универсальный совет. Если человек обслуживает автомобиль в одном месте, то при правильном подходе ему сделают прогноз ближайшего ремонта и выдадут рекомендации.

"В те же "ваги" 1.8 и 2.0 TSI/TFSI надо не только лить хорошее масло, но и делать это каждые шесть-семь тысяч километров, а не стандартные десять, как все привыкли. Не наше топливо, не наш стиль езды не позволяет столько ездить. А человек наслышан, а еще почитал про сервис лонглайф и раз не поменял вовремя, второй, а потом приходит глобальная проблема", – заметил специалист, подчеркнув, что адекватные мастера всегда могут обсудить нюансы, но не все автовладельцы готовы прислушиваться.

Чешский опыт

Кризис – хорошее время, чтобы сменить обстановку и решиться на кардинальные шаги. Михаил в условиях неопределенности в феврале уехал к родственникам в Чехию, ради интереса на время устроился на местную СТО и буквально во всем почувствовал разницу.

"У чехов спектр производителей и наличия просто сумасшедший. Обычная частная СТО на окраине Праги без проблем может найти новый компрессор-кондиционер. "Я сейчас привезу, иди выпей кофе", – сказал хозяин станции и поехал за нужной запчастью. У нас можно случайно найти у кого-нибудь один по всей стране, в противном случае заказ придется ждать неопределенное время", – эмоционально сравнивает условия работы автомеханик.

Он также отметил острую востребованность Чехии в квалифицированной рабочей силе, особенно такой прикладной. На подобном сервисе простой рабочий может зарабатывать 12-15 евро в час. И Михаил не исключает, что при не лучшем развитии событий, уедет в Европу.

Он мог бы поступить так и в феврале, но пока все упирается в детей. Чехия одной из первых отказалась выдавать визы и россиянам, и белорусам. Устроиться можно через Польшу, оформив командировку. Но ребенок в таком случае не сможет учиться в Праге.

Поэтому пока инерция и высокий спрос на услуги автосервиса заставляет работать в Беларуси. Впрочем, Михаил отдает себе отчет, что все может измениться в любой момент.

>>> Больше интересных новостей – подпишитесь на наш Telegram

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки