Грозит ли голод белорусам? Эксперт о ценах в 2023 году и товарном дефиците

Денис Кошелев
Длительные прогнозы в наше неспокойное время – дело неблагодарное. Тем не менее, всем же интересно, каким будет 2023 год с точки зрения благополучия, денежного в том числе. О ценах можно и вовсе говорить вечно. Ждать ли роста стоимости товаров? Спросили эксперта.
Грозит ли голод белорусам? Эксперт о ценах в 2023 году и товарном дефиците
Фото: Tochka.by

Вопрос, который, наверное, волнует всех: "Что будет с ценами в нынешнем году?". Ушедший 2022-й принес много неразберихи и экономической нестабильности.

Скачки курсов валют, рекордный рост инфляции, падение реальных денежных доходов населения. Оптимизма, мягко говоря, это не прибавило. И многие граждане с опасением смотрят в день завтрашний: а вдруг станет еще хуже?

Хотя власти уже озвучили планы на 2023 год и они, скажем, амбициозные.

По официальному прогнозу, ожидается рост экономики на 3,8%, есть задачи по росту инвестиций почти на четверть от прошлогодних показателей, увеличению экспорта товаров – на 5,5%.

Отдельно рассмотрим инфляцию. Рост потребительских цен по итогам 2023 года не должен превысить 8%.

Эксперты уже сделали ряд прогнозов по этому важному показателю. Аналитики ЕАБР полагают, что инфляция в стране на конец 2023 года будет на уровне 8%, а в МВФ считают, что рост цен в Беларуси все же будет двузначным и может достичь 13%.

Так есть ли шанс обуздать инфляцию, которая разогналась по итогам 2022 года до 12,8%? Грозит ли нынешняя жесткая ценовая политика властей товарным дефицитом? И что будет с постановлением о регулировании цен – отменят?

Об этом портал Tochka.by поговорил со старшим преподавателем кафедры экономической теории и маркетинга БГТУ Юлией Абухович.

Почему в 2022 году так росли цены?

За прошедший год белорусы заметили значительное подорожание товаров, причем в цене выросли как импортные, так и белорусские продукты.

Власти озвучили основную причину происходящего, назвав все эти процессы "инфляцией издержек". Росла стоимость производства, а потому росла и конечная цена. Свою роль сыграло и удорожание логистики. А все это бремя издержек в итоге легло на обычных потребителей. Они платят за все.

"Скачок цен и курсов основных иностранных валют произошел главным образом из-за опасений неполучения искомых товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности и капитала из государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц", – полагает Юлия Абухович.

Как мы боролись с ценами

Эксперт отмечает, что в то время еще не было видимых результатов переориентации белорусских торгово-экономических связей и риск представлялся крайне серьезным.

Фото: Tochka.by

"Традиционным средством борьбы с инфляционными и девальвационными процессами является повышение ставки рефинансирования, но такой шаг приводит одновременно к замедлению экономического роста в стране. Был выбран другой способ стабилизации положения на потребительском рынке: введение регулирования цен на ограниченный круг потребительских товаров", – уточняет спикер.

По словам Юлии Абухович, введение предельной максимальной надбавки импортеров и максимальных оптовой и торговой надбавок позволило прекратить стремительный рост цен и даже добиться некоторого их снижения.

"Кроме того, после взлета курсов доллара и евро в начале года, на протяжении почти всего 2022 года они в основном снижались, отражая этим успешный ход процесса реконфигурации внешних связей белорусской экономики", – отмечает эксперт.

Угроза дефицита товаров

В условиях рыночной экономики острого дефицита товаров почти не бывает. Действует простой принцип – были бы деньги, все остальное привезем.

В случаях с резким ограничением цен – дефицит возникает часто. Производители просто перестают производить продукцию, потому что это становится делом невыгодным. В итоге товаров на полках становится еще меньше.

Хотя так случается не всегда. На практике есть возможности дефицита избежать. Собственно говоря, обещанной нехватки товаров не случилось и в Беларуси.

Старший преподаватель кафедры экономической теории и маркетинга БГТУ обращает внимание, что были приняты меры по повышению устойчивости белорусской экономики и недопущению дефицита на внутреннем рынке.

Хотя нехватка товаров могла возникнуть и от введения ряда санкций, запрещающих ввоз в страну многих продуктов и технологий.

Фото: Tochka.by

"И здесь пришелся кстати вступивший закон "Об ограничении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности", который разрешает ввозить и вводить в гражданский оборот товары, в которых применены объекты интеллектуальной собственности, без согласия правообладателей из иностранных государств. То есть, тем самым этот закон легализует параллельный импорт", – обратила внимание эксперт.

Вырастут ли цены на товары в Беларуси?

Юлия Абухович подчеркивает, что товарный голод стране не грозит, а значит и оснований для бурного роста цен сейчас нет.

"Более того, по мере выстраивания новых торговых связей окажется, что предусмотренные постановлением правительства "О системе регулирования цен" предельные максимальные надбавки импортерам в более, чем 50% на отдельные виды товаров, – весьма либеральны и даже щедры", – резюмирует эксперт.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки