На голубом газу: как "Белоруснефть" получает из нефти пропан-бутан для авто

 Илья Красовский
Газ для заправки авто добывают из родной белорусской нефти.
На голубом газу: как "Белоруснефть" получает из нефти пропан-бутан для авто
Фото: Артем Братчук / Tochka.by

Цена на топливо крадется по копеечке и ранит исподтишка в самое сердце – литр 95-го почти ровня доллару. Как сэкономить – пересесть на электромобиль или перейти на газ. Только вот на электрокар нужно натужно копить, а пустить газ по венам своего авто – не так дорого и окупится куда быстрее.

Tochka.by проследила весь жизненный цикл пропан-бутана – от трубы до заправочного пистолета.

Белорусское золото

Добывают пропан-бутан из родной белорусской нефти. Пока ее доводят до нужных стандартов, выделяется попутный газ.

Фото: Артем Братчук / Tochka.by

В некоторых странах постсоветского пространства этот газ просто сжигают. Наш рачительный менталитет такое не позволит, газ переработаем, зачем добру пропадать.

Фото: Артем Братчук / Tochka.by

Вся белорусская нефть стекается по трубопроводам на НГДУ "Речицанефть".

"Три степени сепарации – разделяем нефть, воду и газ", – уточняет начальник НГДУ "Речицанефть" Сергей Ласица.

Фото: Артем Братчук / Tochka.by
Процесс автоматизирован донельзя – на смене всего шесть человек, машинисты и операторы.

Фото: Артем Братчук / Tochka.by
После газ идет на Белорусский газоперерабатывающий завод, что рядом в паре километров. Там его очищают и сжимают под воздействием низких температур и высокого давления. Можно употреблять.

Фото: Артем Братчук / Tochka.by
Цистерны едут на заправки.

Пан и пропан

Стоимость переоборудования авто зависит от сложности двигателя. Застали пожилой Citroen С5 в процессе перехода на газ. Его владелец отдал за это Br1 200.

Фото: Артем Братчук / Tochka.by
Газобаллонное оборудование хранится в багажнике вместо запасного колеса. Поставить его можно на любое авто. Главное, чтобы двигатель был бодрый – не троил и не стучал.

Репутация у пропан-бутана восстанавливается. Да, раньше в салоне нужно было держать три пахучки. Теперь уровень оборудования поднялся.

К тому же на газу двигатель служит дольше, чем на дизеле или бензине. Пропан-бутан не разжижает масло, не образует копоти и нагара.

Ложка дегтя. Минусы у газа тоже есть. Если неправильно настроить оборудование, износ двигателя, наоборот, повышается. И запаску теперь некуда положить.

Да и не всякий автомобиль целесообразно переводить на газ. Например, свежие дизельные авто "едят" очень мало.

У него пистолет

Последние пару лет на газ активно переходят не только таксисты, но и простые водители.

Татьяна ездит на газу два года. Solaris – семейный авто. Пробеги не очень большие – около тысячи километров в месяц.

По технике безопасности заправляет газом строго сотрудник АЗС. Приятно, когда за тобой ухаживают. Пока очередь на других колонках медленно движется, Татьяна уже уехала по делам.

Фото: Артем Братчук / Tochka.by
"В нашей сети более 230 станций, где можно заправиться газом. Новым клиентам даем скидку на заправку на год – 10%. А еще предоставляем двойные шансы в розыгрышах по программе лояльности", – рассказывает начальник отдела маркетинга и розничной реализации топлива компании "Белоруснефть" Александр Федорцов.

Литр пропан-бутана стоит Br1,31. Выгоднее 95-го почти наполовину. Электричество, конечно, еще дешевле. 1 кВт на станциях постоянного тока, быстрая зарядка, стоит 49 копеек. Но медленно и верно батарея деградирует. На это мудрые владельцы электрокаров откалывают в кубышку до тысячи долларов в год. Экономить получится очень не сразу.

Пропан-бутан же, если ездить километров по 25 в день, окупится примерно за год. Еще и экологичный вид топлива. Спасаешь планету и заодно свой кошелек.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки