![На голубом газу: как "Белоруснефть" получает из нефти пропан-бутан для авто На голубом газу: как "Белоруснефть" получает из нефти пропан-бутан для авто](/upload/resize_cache/iblock/af2/768_512_1/2p1odgx4sjqzd9zm09l35cg9ws1q58zc.jpg)
Цена на топливо крадется по копеечке и ранит исподтишка в самое сердце – литр 95-го почти ровня доллару. Как сэкономить – пересесть на электромобиль или перейти на газ. Только вот на электрокар нужно натужно копить, а пустить газ по венам своего авто – не так дорого и окупится куда быстрее.
Tochka.by проследила весь жизненный цикл пропан-бутана – от трубы до заправочного пистолета.
Белорусское золото
Добывают пропан-бутан из родной белорусской нефти. Пока ее доводят до нужных стандартов, выделяется попутный газ.
![](/upload/iblock/81a/t2kbiwssj96aa5pfrmzdgykya02hdmdb.jpg)
В некоторых странах постсоветского пространства этот газ просто сжигают. Наш рачительный менталитет такое не позволит, газ переработаем, зачем добру пропадать.
![](/upload/iblock/41a/fcuespzk0r2rxgu0vvjcx6hysq68ra9p.jpg)
Вся белорусская нефть стекается по трубопроводам на НГДУ "Речицанефть".
"Три степени сепарации – разделяем нефть, воду и газ", – уточняет начальник НГДУ "Речицанефть" Сергей Ласица.
![](/upload/iblock/e10/297oy7ntdqoft38mt18u94y1rt7pufdr.jpg)
![](/upload/iblock/6e8/vy5g6eyqqwtlteoudoxnwrtlg39gy0w5.jpg)
![](/upload/iblock/bcb/xy4u0rq9q1baort7a592wlacwq3ras8s.jpg)
Пан и пропан
Стоимость переоборудования авто зависит от сложности двигателя. Застали пожилой Citroen С5 в процессе перехода на газ. Его владелец отдал за это Br1 200.
![](/upload/iblock/00c/pcq2gp48c1vwdm058h7o3wm7vzjyf513.jpg)
Репутация у пропан-бутана восстанавливается. Да, раньше в салоне нужно было держать три пахучки. Теперь уровень оборудования поднялся.
К тому же на газу двигатель служит дольше, чем на дизеле или бензине. Пропан-бутан не разжижает масло, не образует копоти и нагара.
Ложка дегтя. Минусы у газа тоже есть. Если неправильно настроить оборудование, износ двигателя, наоборот, повышается. И запаску теперь некуда положить.
Да и не всякий автомобиль целесообразно переводить на газ. Например, свежие дизельные авто "едят" очень мало.
У него пистолет
Последние пару лет на газ активно переходят не только таксисты, но и простые водители.
Татьяна ездит на газу два года. Solaris – семейный авто. Пробеги не очень большие – около тысячи километров в месяц.
По технике безопасности заправляет газом строго сотрудник АЗС. Приятно, когда за тобой ухаживают. Пока очередь на других колонках медленно движется, Татьяна уже уехала по делам.
![](/upload/iblock/514/7vib07u7m2y16xc0yy04pzdc71pb8upi.jpg)
Литр пропан-бутана стоит Br1,31. Выгоднее 95-го почти наполовину. Электричество, конечно, еще дешевле. 1 кВт на станциях постоянного тока, быстрая зарядка, стоит 49 копеек. Но медленно и верно батарея деградирует. На это мудрые владельцы электрокаров откалывают в кубышку до тысячи долларов в год. Экономить получится очень не сразу.
Пропан-бутан же, если ездить километров по 25 в день, окупится примерно за год. Еще и экологичный вид топлива. Спасаешь планету и заодно свой кошелек.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram