Цена на топливо крадется по копеечке и ранит исподтишка в самое сердце – литр 95-го почти ровня доллару. Как сэкономить – пересесть на электромобиль или перейти на газ. Только вот на электрокар нужно натужно копить, а пустить газ по венам своего авто – не так дорого и окупится куда быстрее.
Tochka.by проследила весь жизненный цикл пропан-бутана – от трубы до заправочного пистолета.
Белорусское золото
Добывают пропан-бутан из родной белорусской нефти. Пока ее доводят до нужных стандартов, выделяется попутный газ.
В некоторых странах постсоветского пространства этот газ просто сжигают. Наш рачительный менталитет такое не позволит, газ переработаем, зачем добру пропадать.
Вся белорусская нефть стекается по трубопроводам на НГДУ "Речицанефть".
"Три степени сепарации – разделяем нефть, воду и газ", – уточняет начальник НГДУ "Речицанефть" Сергей Ласица.
Процесс автоматизирован донельзя – на смене всего шесть человек, машинисты и операторы.
После газ идет на Белорусский газоперерабатывающий завод, что рядом в паре километров. Там его очищают и сжимают под воздействием низких температур и высокого давления. Можно употреблять.
Цистерны едут на заправки.
Пан и пропан
Стоимость переоборудования авто зависит от сложности двигателя. Застали пожилой Citroen С5 в процессе перехода на газ. Его владелец отдал за это Br1 200.
Газобаллонное оборудование хранится в багажнике вместо запасного колеса. Поставить его можно на любое авто. Главное, чтобы двигатель был бодрый – не троил и не стучал.
Репутация у пропан-бутана восстанавливается. Да, раньше в салоне нужно было держать три пахучки. Теперь уровень оборудования поднялся.
К тому же на газу двигатель служит дольше, чем на дизеле или бензине. Пропан-бутан не разжижает масло, не образует копоти и нагара.
Ложка дегтя. Минусы у газа тоже есть. Если неправильно настроить оборудование, износ двигателя, наоборот, повышается. И запаску теперь некуда положить.
Да и не всякий автомобиль целесообразно переводить на газ. Например, свежие дизельные авто "едят" очень мало.
У него пистолет
Последние пару лет на газ активно переходят не только таксисты, но и простые водители.
Татьяна ездит на газу два года. Solaris – семейный авто. Пробеги не очень большие – около тысячи километров в месяц.
По технике безопасности заправляет газом строго сотрудник АЗС. Приятно, когда за тобой ухаживают. Пока очередь на других колонках медленно движется, Татьяна уже уехала по делам.
"В нашей сети более 230 станций, где можно заправиться газом. Новым клиентам даем скидку на заправку на год – 10%. А еще предоставляем двойные шансы в розыгрышах по программе лояльности", – рассказывает начальник отдела маркетинга и розничной реализации топлива компании "Белоруснефть" Александр Федорцов.
Литр пропан-бутана стоит Br1,31. Выгоднее 95-го почти наполовину. Электричество, конечно, еще дешевле. 1 кВт на станциях постоянного тока, быстрая зарядка, стоит 49 копеек. Но медленно и верно батарея деградирует. На это мудрые владельцы электрокаров откалывают в кубышку до тысячи долларов в год. Экономить получится очень не сразу.
Пропан-бутан же, если ездить километров по 25 в день, окупится примерно за год. Еще и экологичный вид топлива. Спасаешь планету и заодно свой кошелек.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram