Синдром отличника: как не задавить ребенка собственными амбициями

Татьяна Демидова
Очень часто родители, пытаясь вырастить из своего ребенка самого-самого, навязывают ему целую гору проблем, которая аукнется в будущем "синдромом отличника". Почему желание делать все идеально не всегда нормально и как не перегнуть палку, пытаясь воспитать гения?
Синдром отличника: как не задавить ребенка собственными амбициями
Изображение носит иллюстративный характер. Фото: Peryn22 / Shutterstock.com

Журналист Tochka.by поговорила с детским психологом Галиной Швец и узнала, как не перекладывать собственные ожидания на ребенка, и где искать тонкую грань между "надо учиться хорошо" и "оценки не главное".

Коллаж: Tochka.by
Тот самый сын маминой подруги

Отличников ставят в пример всему классу, успехами ребенка хочется похвастаться перед друзьями – таким родителям юных дарований завидуют.

Желание дать своим детям все самое лучшее и вырастить из них маленьких гениев понятно: до сих пор принято считать, что хороший аттестат = успешное будущее. Но очень часто родители таким образом всего лишь реализуют свои невоплощенные амбиции.

"Общепринятого определения у синдрома отличника нет, но его можно озвучить как склонность ребенка к различным невротическим реакциям, связанным с оценками. Стремление родителей к тому, чтобы их ребенок был "самый-самый", в значительной степени способствует развитию такого состояния. Если ребенок понимает, что родителям нужны высокие оценки, он автоматически начинает к ним стремиться, учиться ради них, а в случаях, когда оценка оказывается не такой уж и высокой, переживать по этому поводу", – говорит Галина Швец.

В итоге ребенок "зарабатывает" себе нездоровое стремление быть лучше ради оценки окружающих.

Зацикленность на таком одобрении может вылиться в серьезные проблемы как в школе, так и в далеком будущем.

"Отличники зачастую воспринимают успех других людей как личное поражение, из-за чего стремятся выслуживаться перед руководством. Кроме того, у них возникают сложности с оценкой качества своей работы и сильная зависимость от мнения окружающих. Как послушные исполнители воли начальства такие люди идеальны, но как самостоятельные единицы – нет", – объясняет специалист.

Отличник от природы или "ради родителей"?

Психолог объясняет: практика показывает, что отличники бывают двух типов. Первый – изначально одаренные дети, которым учеба дается очень легко. Таких детей мало, в классе их обычно один-два или может не быть вообще.

Часто это дети из высокоинтеллектуальных семей, в которых считается нормой знать несколько языков, с детства приобщаться к музыке, живописи, скульптуре и так далее. Причем это происходит у ребенка естественным путем, а не за счет посещения всевозможных кружков.

Второй тип, гораздо более распространенный, – это отличники, которые стали таковыми потому, что этого хотели их родители. У них и проявляется синдром отличника во всей красе.

"Стремление родителей к тому, чтобы их ребенок был лучшим, – это в значительной степени отголоски нашего советского прошлого. Но истина такова, что превращать своего ребенка в отличника сегодня – это не только не модно, но и сомнительно для его будущего", – говорит детский психолог.

Как выявить синдром отличника у своего ребенка?

Помимо хорошей учебы, которая вряд ли заставит задуматься родителей (ведь что же в этом плохого?), у ребенка с зарождающимся синдромом отличника можно заметить серьезную зависимость от чужого мнения. Он плохо реагирует на критику и хочет постоянного одобрения.

Фото: SviatlanaLaza / Shutterstock.com

У него нет адекватного отношения к неудачам: он болезненно воспринимает плохие оценки и готов любой ценой и усилиями снова заслужить похвалу и одобрение.

"Основной признак – невротические проявления со стороны ребенка. Если ребенок начинает серьезно переживать по поводу того, что оценка оказалась не такой высокой, как он ожидал, – это первый сигнал. Если у вашего ребенка начинает формироваться синдром отличника, снизьте планку важности оценки. Покажите ему, что оценки – это не главное", – говорит Галина Швец.

Оценка – не показатель знаний

Как же не задавить ребенка своими амбициями и не реализовывать свои несбывшиеся ожидания за его счет? Достаточно понять, что оценкам не стоит предавать чрезмерную ценность: это не критерий, определяющий успех вашего ребенка. Ведь по сути школьные оценки – вещь весьма субъективная.

"Отличники на подсознательном уровне усваивают, что если хорошо учиться в школе и приносить домой хорошие оценки, то это обеспечит им успех и в будущем – счастливую жизнь. Но это совершенно не так (примеры можно найти повсюду, начиная от биографий известных людей и заканчивая историями знакомых и друзей)", – рассуждает собеседница Tochka.by.

По ее словам, практика и наблюдения показывают, что чаще всего именно хорошисты и троечники становятся наиболее успешной частью общества.

"Они спокойнее реагируют на неудачи, пробуют различные варианты и, в конечном счете, достигают реального успеха", – резюмирует детский психолог.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки