Создал, показал, победил: как фотографии и истории меняют наши решения

Александр Хромылев
Колумнист Tochka.by Александр Хромылев в своем новом тексте рассказывает о секретном ингредиенте манипуляторов и о том, почему мы так сильно реагируем на беду конкретного человека.
Создал, показал, победил: как фотографии и истории меняют наши решения
Коллаж: Tochka.by

Если бы я был девочкой, меня бы звали Маша. Потому, что я теряю куда больше, чем нахожу. Все началось с пары банок консервов, которые я выбросил в глубокий снег из своих санок. Мама не оценила креатив двухлетнего Александра. Шпроты мы так и не нашли. По самым скромным подсчетам, я потерял пять кошельков, два студенческих билета, паспорт и целый чемодан. Вам уже меня немножко жаль. Правда?

Тогда отправимся в Эдинбург, шотландский город студентов и креативных исследователей.

Чуть более 10 лет назад ученые местного университета решили проверить местных жителей на честность и подтвердить ряд своих гипотез.

Для этого они приобрели 240 кошельков. В каждый кошелек положили записку с обратным адресом владельца и немного наличных. Разделив кошельки на 6 групп (по 40 в каждой), исследователи разместили в них маленькие фотографии.

Последним этапом стал хаотичный разброс кошельков по городу. После чего ученым осталось только ждать.

К их радости, 42% кошельков вернулись по указанному адресу. Этот показатель оказался выше самого оптимистичного прогноза. Худший результат (15% возврата) показали кошельки контрольной группы (без фотографий внутри).

А какая фотография внутри кошелька обеспечила максимальный уровень возврата в 88%?

Варианты ответа:

  • фото счастливой семьи
  • пожилой пары
  • улыбающегося малыша
  • щенка ретривера
  • фото квитанции о благотворительном пожертвовании.

А теперь правильный ответ.

Максимальный уровень возврата кошелька обеспечило фото улыбающегося малыша.

Кроме честности жителей Эдинбурга, исследователей интересовал Эффект идентифицируемой жертвы – наша склонность приходить на помощь конкретному человеку, а не группе людей.

В теории, фотография одного малыша должна получить больший эмоциональный отклик, чем фотография пары или семьи. Так и произошло.

Эффект идентифицируемой жертвы – один из самых изученных в Поведенческой науке. Инструмент широко используется как с добрыми намерениями, так и в качестве оружия для манипуляций. Чем профессиональнее манипулятор, тем больше эмоций вызовут конкретное фото или история. Тем выше шансы на нужное манипулятору действие.

История знает немало примеров, когда короткий эмоциональный рассказ маленького мальчика или девочки, даже немое, но правильное фото начинало войны, меняло правительство или общественное мнение континентов по острому вопросу.

Шведская экоактивистка Грета Тунберг на саммите ООН по вопросам изменения климата. Фото: JUSTIN LANE / EPA / TASS
Кажется, Грета Тунберг и ее выступление в ООН принесло экоактивистам больше рейтинговых очков, чем вся их деятельность за последние 30 лет. Маленькая девочка, чуть сдерживающая слезы – замечательный пример Эффекта идентифицируемой жертвы. Кстати, а где Грета? Да не важно. Проект состоялся. Кто не знает Грету? Грету знают все.

Лучший способ противодействия Эффекту идентифицируемой жертвы – помнить о нем и стараться контролировать эмоции. Вместо возмущения, сочувствия или жажды быстро бежать на помощь, выдохнем и займемся хотя бы минимальным фактчекингом.

Например, никакой Саша не растеряша. Паспорт не терял, чемодан тоже. С консервами, конечно, было дело. Уж очень интересно было их с санок разбрасывать. Так что можете меня не жалеть.

*Мнение колумниста может не отражать точку зрения редакции. Подискутировать с автором можно здесь.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки