"Нельзя давить и заставлять": психолог рассказал об адаптации детей в школе

Ольга Савицкая
Не каждый ребенок сможет без проблем влиться в новые для него условия и обстановку в школе. Разбираемся, что переживают дети и как помочь им с этим справиться.
"Нельзя давить и заставлять": психолог рассказал об адаптации детей в школе
Фото: Ira Lichi / Shutterstock.com
Все родители знают, что начинать готовиться к школе надо задолго до первого класса. Порой кажется, что малыш созрел и готов сесть за парту, но что-то идет не так: ребенок все никак не привыкает к новому графику, новым обязанностям, домашним заданиям и другому коллективу.

Портал Tochka.by спросил у детского психолога Галины Швец, сколько длится адаптация к новой для ребенка роли, и узнал, как помочь первокласснику почувствовать себя комфортно в школьной среде.

Месяц испытаний

Современные родители стараются осознанно и ответственно подойти к подготовке детей к школе. Но все равно поход в первый класс практически для любого ребенка – сильный стресс: новая для него роль ученика, которая требует определенного поведения и самостоятельности, незнакомое окружение…

Коллаж: Tochka.by
"Умение читать и писать – это еще не все. Важны готовность взаимодействовать, управлять своими эмоциями, умение контактировать с другими людьми – как со сверстниками, так и со взрослыми. Ребенок должен хотеть учиться. Если у вас возникают сомнения относительно его готовности к школе, вы можете обратиться к психологу. Он проведет соответствующие тесты и даст рекомендации", – говорит Галина Швец.
Родители, как никто, чувствуют своего ребенка: если они видят, что он еще не готов, лучше повременить с первым классом. Иначе его адаптация будет проходить болезненно, возникнут сложности на уроках и с выполнением домашних заданий.

Прошел месяц – ребенок не адаптировался: что делать?

Психолог отмечает: возможно, тревогу бить рано. В среднем адаптация ребенка к школе может длиться от месяца до полугода. У каждого она идет по-разному: у одних – мягче, а у других – с серьезными проблемами: капризами, неусидчивостью на уроках, раздражительностью, протестами и нежеланием учиться. В сложных случаях могут появиться проблемы со сном, аппетитом и вставанием по утрам.

И здесь родителям важно знать, как помочь своему ребенку.
"Надо понимать, что вы не учитель. У вас совершенно другая функция – родительская. Нельзя давить на ребенка и заставлять его. Важно сохранить доверительные отношения и не отбить желание учиться. Что-то может и не получаться – это нормально. Вы должны поддерживать ребенка и верить в него. Если он будет это ощущать, появится больше уверенности в своих силах. При негативе с вашей стороны у ребенка будут такие же эмоции в ответ: вы встретитесь с сопротивлением", – объясняет Галина Швец.

Советы психолога, которые помогут с адаптацией в школе

Помните, что школа – это зона ответственности ребенка. Это не исключает вашей помощи, но не переусердствуйте с ней. Будьте всегда рядом, но не превращайтесь в домашнего учителя. Ваша функция – любить ребенка, заботиться о нем и обеспечивать ему всяческую поддержку. Помните: прежде всего для своего ребенка вы – папа и мама.

Не позволяйте школе вставать между вами и вашим ребенком. Этот период скоро закончится, а ваши отношения останутся на всю жизнь. И очень важно их не испортить. Отношения с ребенком важнее невыученных уроков, опозданий и плохих отметок.

Помните: в школе учится ваш ребенок, а не вы. Не нужно стремиться сделать из него лучшего ученика в классе или как-то попытаться реализовать свои амбиции. Лучшее, что вы можете сделать, – научить его получать, анализировать информацию и делать свои выводы. И да, этот процесс сопряжен с ошибками (в школе это плохие отметки).

Создайте дома безопасную благополучную среду, так ребенку будет легче. Что бы ни происходило в школе, во дворе, в кружках – дома его любят, ждут и принимают.

Детям учителей часто приходится сложнее всего: родители-педагоги имеют склонность предъявлять своему ребенку завышенные требования. Если вы относитесь к их числу, то помните, что ваши отношения с ребенком гораздо важнее того, что о вас подумают другие.

Фото из личного архива Галины Швец

Нужно отслеживать, в чем возникли сложности, и работать с каждой конкретной ситуацией. Например, если ребенку трудно общаться с учителем, следует поговорить об этом с педагогом. Важно соблюсти грань между "учитель всегда прав" и вашей первой реакцией на подобные конфликтные ситуации: не забывайте, что в первую очередь вы – родитель.

С вами ребенок должен чувствовать себя в безопасности. Не стоит в его присутствии выслушивать критику со стороны педагога и безоговорочно с ней соглашаться. Если ребенок был не прав, объясните ему дома, почему то или иное поведение недопустимо, но не надо отчитывать его прилюдно.

Если же вы понимаете, что сложности адаптации связаны с буллингом, – надо срочно разбираться в ситуации. Следует понимать, что ваш ребенок здесь совершенно ни при чем. Возникший конфликт нужно решать со школой: привлекать классного руководителя, разбираться со школьным психологом и социальным педагогом.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки