Инфляция в Беларуси постепенно замедлилась: с 18,1% годовых в июле до 17,9% в августе. Потребительские цены пошли на спад. Как отмечают эксперты, в результате удешевления плодоовощной продукции.
Однако базовая инфляция в августе продолжила увеличиваться и достигла 20,7% годовых после 20,1% годовых в июле. По мнению аналитиков, причина этого – в сохранении ценового давления, в том числе из-за нарушенных производственных и логистических цепочек. При этом резко расти ценам не дает хороший урожай зерновых.
Жизнь простых белорусов лучше не стала. Наоборот, на еду граждане тратят все больше средств: в среднем 41,2% от всех расходов (данные второго квартала). Это самый большой показатель за последние пятнадцать лет. А более половины жителей страны имеют в своем распоряжении в месяц от 500 до 1000 рублей.
Падение реальных располагаемых доходов, рост затрат на еду – тревожные сигналы, оптимизма они никак не прибавляют. И главный вопрос у населения сегодня: "Что дальше-то будет?".
Поговорили с исполнительным директором BIK Ratings Андреем Усачевым о ближайших перспективах белорусской экономики: ВВП, ценах и возможностях роста.
Что будет с ценами в Беларуси
Эксперт полагает, что до конца года прирост потребительских цен сохранится на уровне 18-19%. И основной причиной этому станет продолжающееся ослабление белорусского рубля, повышение инфляционных ожиданий и усложнение логистики.
"Однозначно: никакого отката цен назад не будет, но до нового года государство будет сдерживать цены на 30 групп социально значимых товаров. Список большой – в нем вся "базовая" корзина покупателя", – говорит Андрей Усачев.
По его словам, в 2023 году возможно снижение прироста потребительских цен до уровня 8-9%. Это связано с адаптацией логистических цепочек и завершением к концу нынешнего года подстройки цен под изменение курса белорусского рубля.
Базовая инфляция в августе продолжала увеличиваться и составила 20,7% по отношению к соответствующему месяцу предыдущего года, в июле базовая инфляция была 20,1%, в июне – 19%.
ВВП продолжает падение
Макроэкономические показатели Беларуси в августе продолжили снижаться, однако в более замедленном темпе в сравнении с июлем. За январь–август ВВП снизился на 4,9%, за январь–июль – на 5,2%.
"На замедление снижения повлиял рекордный урожай зерновых в текущем году. Если не произойдут какие-либо непредвиденные негативные события, то сокращение ВВП Беларуси может составить 6-6,5% по итогам 2022 года и 2-3% в 2023 году", – отмечает исполнительный директор BIK Ratings.
Со слов эксперта, в 2024 году может произойти выход ВВП на ноль и небольшой прирост.
Причины проблем в экономике
Экономический спад – следствие введенных ограничений, разрывов производственных и логистических цепочек, снижения экономической активности в России.
"Импортные ограничения ряда западных стран напрямую затрагивают отрасли промышленности, на которые приходится около 10% ВВП Беларуси. Потеря нефтяного экспорта в Украину может внести свой вклад в снижение ВВП порядка 0,3% в 2022 и еще порядка 0,4% в 2023 году", – рассуждает собеседник.
При этом потери ВВП от транспортных ограничений, вероятно, составят около 0,7% в нынешнем году.
"Негативные эффекты на другие отрасли от падения производства отраслей, попавших под ограничения, и ИТ‐сектора могут суммарно составить около 2% ВВП в этом и около 0,5% ВВП в будущем году", – резюмирует он.
Кредиты станут дешевле?
Если рассматривать денежно-кредитную сферу, то эксперт считает важным отметить возвращение Национального банка к практике использования расчетной величины стандартного риска (РВСР), которая была приостановлена с 1 марта.
Этот индикатор фактически является предельной планкой по новым кредитам и предназначен для снижения риск-аппетитов банков, которые могут кредитовать ненадежных клиентов под высокие процентные ставки. С 12 сентября РВСР по новым кредитам в белорусских рублях составляет 20,8%, для физлиц – 23,33%.
"С одной стороны, это не дает банкам возможности чрезмерно завышать ставки по кредитам, а с другой – мы видим стремление регулятора повышением уровня процентных ставок снизить рост инфляции в республике. Предыдущие значения РВСР, действовавшие до марта 2022, были: 16,38% для новых кредитов юридическим лицам и 20,38% – физическим лицам", – говорит исполнительный директор BIK Ratings.
Дефолта не будет
Если говорить о внешнем долге, то с экономической точки зрения Республика Беларусь полностью сохраняет свою кредитоспособность и, безусловно, имеет возможность рассчитываться по своим обязательствам, уверен аналитик.
"На 1 сентября международные резервные активы Беларуси по предварительным данным Национального банка составили 7,464 млрд долларов. Данный размер международных резервных активов соответствует величине, заложенной в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2022 год, где предусмотрено, что объем международных резервных активов на 1 января 2023 года в иностранной валюте должен составить не менее семи млрд долларов с учетом погашения правительством страны внутренних и внешних обязательств", – говорит он.
Валовый внешний долг Республики Беларусь на 1 июля 2022 года по данным Нацбанка составлял 44,098 млрд долларов.
"Таким образом, соотношение резервных активов к валовому внешнему долгу в Беларуси не является критическим. Имеющегося размера международных резервных активов достаточно для обслуживания внешнего и внутреннего долга в соответствии с имеющимися графиками погашения".
Долг платежом не красен
По словам эксперта, дефолт может произойти только в случае, если все иностранные кредиторы одновременно потребуют досрочного погашения обязательств Беларусью. Однако вероятность такого сценария крайне мала.
Кроме того, основным внешним кредитором Минска является Российская Федерация, которая демонстрирует лояльное отношение в вопросах выплаты долгов и их реструктуризации в случае необходимости.
"Оценивая возможность Беларуси рассчитаться по внешним долгам, следует также принимать во внимание долю госдолга в ВВП страны. В нашей стране эта доля одна из самых низких, если сравнивать с соседними государствами. Эта доля у нас составляет 33,8%, в то время как доля госдолга Польши в ВВП в мае составляла 53,8%, Литвы – 44,3%. Ниже только у России – 18,2%".
Риски белорусской экономики
В среднесрочной перспективе для белорусской экономики преобладают риски затяжного экономического спада. Также значителен риск углубления региональных диспропорций в экономическом развитии в Беларуси.
Однако потенциал роста ВВП на уровне 1% в год после остановки его падения предположительно в 2024 году сохраняется, подытоживает эксперт.
>>> Больше интересных новостей – подпишитесь на наш Telegram